Для чего нужна оценка для нотариуса?

Согласно Гражданскому кодексу РФ (часть третья), одним из прав субъектов гражданского кодекса является право на наследование имущества. В соответствии с законодательством Российской Федерации, при нотариальном оформлении наследства обязательным документом является акт (отчёт) об оценке стоимости наследуемого имущества, как правило, на предыдущую (ретроспективную) дату.

Проведение оценки наследуемого имущества необходимо для определения нотариального тарифа — размера государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Госпошлина установлена в размере 0,3% от суммы, определённой при оценке наследуемого имущества для прямых наследников, то есть для близких родственников. Максимальная сумма пошлины для данной категории составляет 100 000 рублей. Для других наследников (не родственников или дальних родственников) установлена пошлина в размере 0,6%. Максимальная сумма пошлины для данной категории составляет 1 000 000 рублей.

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий в отношении недвижимого имущества может быть определена исходя как из рыночной стоимости, определенной Оценщиком, так и на основе кадастровой стоимости недвижимости. 

В оценку для нотариуса помимо недвижимости могут быть включены и движимое имущество, например, транспортные средства, суда, оружие, акции и доли участия в юридических лицах, ценные бумаги и прочее имущество, подлежащее учету и регистрации. 

Этапы проведения работ по оценке для нотариуса

·   заключение договора на проведение оценки, включающего определение имущества, подлежащего оценке и  задание на оценку;

·   осмотр объекта (-ов) оценки;

·   сбор информации о качественных и количественных характеристиках, текущем использовании объекта оценки (перечень необходимых документов представлен ниже);

·   сбор необходимой для проведения оценки информации (сбор рыночных данных, цены продаж (предложений) аналогичного имущества, сбор данных для расчета корректировок и пр.);

·   анализ достаточности и достоверности полученной информации;

·   анализ рынка и выявление ценообразующих факторов на рынке недвижимости и иных на рынках вашего региона;

·   осуществление необходимых расчетов для установления стоимости в рамках выбранных подходов к оценке;

·   согласование результатов оценки стоимости, полученных различными методами и подходами, если применялось несколько подходов и методов к установлению стоимости, и получение итогового значения стоимости объекта;

·   подготовка Отчета об оценке.

 

Документы, необходимые для оценки для нотариуса:

   сведения о заказчике оценки: для физического лица — паспортные данные;

   копии правоустанавливающих документов собственника или собственников имущество, включая данные об ограничениях и обременениях (свидетельство о государственной регистрации права, выписка из ЕГРН о правах и характеристиках недвижимости и т.д.);

   копия кадастрового паспорта на земельный участок;

   копии технического паспорта БТИ или выписки из технического паспорта, поэтажный план и экспликация к нему, копия кадастрового паспорта дома;

   копии иных документов, содержащие сведения о правах, характеристиках движимого имущества, включенного в оценку.

При оценки жилой недвижимости для банка или другой кредитной организации последняя может устанавливать свои требования к перечню необходимых для оценки документов, а также к составу оценочных работ.

 

Прочая полезная информация:

Методические рекомендации по оформлению наследственных прав от 28.02.2006 — скачать.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) — скачать.